ОБЫЧАИ ИСЛАМА
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.
По вероучению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предопределено Им и происходит по Его воле. Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предлагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Л 1лах Всевышний сказал в Коране, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран, 21:36). Каждый человек вкуси г смерть... Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена к Богу (Коран, 29:56).
Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина.
Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву "Калимат-шахадат" ("Нет бога кроме Аллаха, Му-хаммад Посланник Аллаха, Его Пророк"). Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). Затем делают гусул, как и всем умершим мусульманам.
ОМОВЕНИЕ И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛ).
Над умершим совершается обряд омовения и обмывания водой. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфарой; чистой водой.
Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Порядок омовения известен Гассалу (омывающему). Затем производится обмывание. Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый. Льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Запрещено класть грудью вниз. Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз - считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, ароматизируется благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур...): лоб, ноздри, руки, ноги покойного.
В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший - мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то производится только таяммум.
САВАН (КАФАН).
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит:
для мужчин из трех частей:
1. Лифофы - ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя
ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);
2. Изора - куска ткани для окутывания нижней части тела;
3. Камиса - рубахи до колен обыкновенной.
Для женщин из пяти частей:
1. Лифофы - ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей покойную с головы до ног;
2. Изора - куска ткани для окутывания нижней части тела;
3. Камиса - рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча;
4. Химора - платка для покрывания головы и волос женщины, шириной 60 см, длиной 2 м;
5. Хирки - куска ткани для покрывания груди - длиной 1,5 м, шириной 60 см.
Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8-ми или 9-ти лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены - муж, для умершего мужа - жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.
Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие - покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является - покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.
ОКУТЫВАНИЕ.
Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травмами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем - правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.
Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком - химором, подложенным под голову. Различие только в этом.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ).
В большинстве мест тобут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут покойного. Крышка тобута закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, - мужчину или женщину.
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА).
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается в направлении Кыблы. Ближе всех к тобуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются Рук-ны (коленопреклонения) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар) и приветствия (вправо и влево), и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному. Перед началом молитвы имам трижды повторяет "Ас-Салат!", то есть "Приходите на молитву!".
Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен), или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.
Если умер ребенок или новорожденный, имевший жизненные признаки, то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
ПОХОРОНЫ.
Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), в переводе означает: "Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему". Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на ее по горсти земли и читают молитву: айят из Корана (20:57), в переводе означает: "Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз".
КАБР.
Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.
1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии.
2. Ярма - состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего примерно на полметра с обеих сторон. Полка - шикка выкапывается по размеру длины тела (или по размеру ширины ярмы): ширина 70 см, высота 70 см. Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской.
РЕЦИТАЦИИ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН.
С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана - чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура "Аль-Мулк", которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над покойным. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Богу, так как согласно преданиям, в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед "подземным судом".
МУСУЛЬМАНСКИЕ КЛАДБИЩА.
Особенность мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Корана. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке.
Шариат не одобряет различные надмогильные постройки, считая их расточительством, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть.
ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО.
Плач по умершему Ислам не запрещает, но оплакивания заменяет заупокойной молитвой. Однако строго запрещается оплакивать громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.
Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя, вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. По Шариату, траур - первые три дня.
ФАТВА О ДАВРЕ.
Следует отметить, что, к сожалению, среди мусульман существуют различные ереси (неузаконенные религиозные обычаи) и среди них давра. Некоторые лица считают давру разрешенной Шариатом, что она заменяет фидью (плату за грехи). Кто верит в это - отступает от веры. На самом же деле давра противоречит исламскому Шариату и не обоснована им. Сторонники давры считают, сколько у умерших не выполнено молитв и не сдержано постов, за это у родственников требовали деньги или ценности, а затем все это делили между собой. Аллах Всевышний в Священном Коране во второй суре запрещает присвоение чужого имущества незаконным путем. Деньги, присвоенные во имя веры, считаются присвоенными незаконным путем. Давры в начальном периоде не было, она появилась лишь в последнее время, когда верующие отошли от соблюдения требований Корана и сунны Пророка, поэтому давра считается выдуманной некоторыми людьми.
Cамые опасные последствия давры - это появление у большинства мусульман представления о том, что если в течение всей жизни не молиться и не соблюдать уразы, то после смерти можно искупить все грехи с помощью давры. На самом же деле это очень вредное заблуждение.
Материал предоставлен Духовным управлением мусульман
Центрально-Европейского региона России.